ОСМС

Уважаемые пациенты!

С 28-го января выдача лекарственных препаратов по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи для пациентов городской поликлиники №3 будет осуществляться в аптечном пункте в здании поликлиники (ул.Карева 22), кабинет №29/2.

Время отпуска льготных лекарственных препаратов: с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 м.в.

В субботу с 09:00 до 14:00 м.в.

Об ОСМС

1Система обязательного социального медицинского страхования
Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) основана на принципах солидарности между государством, работодателем и гражданами. Государство будет осуществлять взносы за социально уязвимые категории населения, работодатели – за наемных работников, а работники и самозанятые граждане – за себя. Таким образом, будет действовать принцип эффективного распределения финансовых средств на основе солидарной ответственности.
Каждый участник системы сможет получить доступ к необходимому ему объему медицинской и лекарственной помощи, не зависящему от суммы его взноса - пакет обязательного мед.страхования для всех одинаков.

Участниками системы обязательного социального медицинского страхования становятся все граждане Казахстана, а также оралманы, иностранные граждане и члены их семей, временно проживающие и находящиеся на территории Казахстана в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного РК.

Уже с 1 июля 2017 года отчисления и взносы в Фонд социального медицинского страхования начнут платить работодатели индивидуальные и предприниматели, с 1 января 2018 года – государство и неактивное население, и с 1 января 2019 года – наемные работники.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

За социально уязвимые категории населения – их 14 согласно предлагаемым правкам в Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании» – платит государство. К ним относятся: дети, лица, зарегистрированные в качестве безработных, неработающие беременные женщины, неработающие лица, воспитывающие ребенка до достижения им возраста трех лет, лица, находящихся в отпуске в связи с рождением ребенка, усыновлением, удочерением, по уходу за ребенком до достижения им трех лет, неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, также получатели пенсионных и социальных выплат, в том числе, инвалиды, участники ВОВ, лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением учреждений минимальной безопасности, лица, содержащиеся в следственных изоляторах, неработающие оралманы, многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын Алка», «Кумыс Алка» или получивших ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами материнской славы 1-2 степени, инвалиды, лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического профессионального послесреднего высшего образования, также послевузовского образования, лица, завершившие такое обучение по общей форме, в течение трех календарных месяцев, к которым завершено обучение.
Лицам, относящимся к перечисленным категориям, важно проверить наличие своих данных в соответствующих списках государственных органов, а в случае необходимости – встать на учет по безработице либо на учет в медицинской организации.
Государство начнет платить взносы за данные категории населения со следующего года в размере:
с 1 января 2018 года – 3,75 % от объекта исчисления взносов государства;

с 1 января 2019 года – 4 процента от объекта исчисления взносов государства;

с 1 января 2022 года – не менее 4, но не более 5 процентов от объекта исчисления взносов государства.

Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года. К примеру, среднемесячная заработная плата за 2016 год - 134 108 тенге. Значит, с 2018 года государство платит 3,75% от этой суммы, что составляет 5 029 тенге в месяц или 60 349 тенге в год.
Эти средства запланированы в республиканском бюджете, будут выделяться в виде трансфертов и распределяться конкретно по ИИН всех граждан, за которых платит государство. По предварительным расчетам – это более 10 миллионов человек.

РАЗМЕРЫ СТАВОК И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Ставки отчислений и взносов в системе обязательного социального медицинского страхования (согласно предлагаемым правкам в Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании») изменены в сторону снижения, что обусловлено экономической ситуацией в стране.
Как и сколько платят работодатели:
с 1 июля 2017 года – 1 процент от дохода каждого работника;

с 1 января 2018 года – 1,5 процента от дохода каждого работника;

с 1 января 2020 года – 2 процента от дохода каждого работника;

с 1 января 2022 года – 3 процента от дохода каждого работника.

Исходя из прогнозов, среднемесячная заработная плата в 2018 году составит 152 106 тенге, следовательно, с 1 января 2018 года работодатель будет перечислять в Фонд соцмедстрахования 1,5% от этой суммы или порядка 2 282 тенге в месяц за счет собственных средств.
Порядок оплаты работодателям уже знаком, по такой же схеме они платят отчисления в пенсионный фонд. До 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, работодатель должен предоставить информацию о произведенных отчислениях своим работникам.
При этом работодатель освобождается от выплат за работников, относящихся к социально уязвимым категориям граждан, а также за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов и сотрудников правоохранительных органов.

Как и сколько платят индивидуальные предприниматели
С 1 июля 2017 года эта категория граждан начнет выплачивать 5% от 2 минимальных заработных плат (МЗП). В 2017 году размер МЗП – 24 459 тенге, следовательно, взносы ИП с 1 июля – 2 445,9 тенге.
По прогнозам, в 2018 году МЗП составит 28 284 тенге, значит взносы индивидуальных предпринимателей в этот период составят 2 828 тенге в месяц. Платить можно как ежемесячно, так и авансом за более длительный период.
Так же, как и работодатели, ИП знакомы с системой платежей по аналогии с пенсионными отчислениями. Нужно отметить, что эти перечисления можно сделать с открытием или без открытия счета, все они осуществляются через банки второго уровня или отделения Казпочты.
Как и сколько платят наемные работники:

с 1 января 2019 года – 1% от дохода;

c 1 января 2020 года – 2% от дохода.

Взносы за работников производятся на ежемесячной основе работодателем. В совокупности платежи работодателя и работника в Фонд социального медицинского страхования составят 5% от дохода с 2022 года.

Как и сколько платит неактивное население:

с 1 января 2018 года – 5% от размера 1 минимальной заработной платы (МЗП).

Выехавшие за рубеж граждане также должны платить по данной ставке. Вновь исходя из прогнозов на 2018 год, можно высчитать, что отчисления этой категории населения составят 1414 тенге в месяц. Оплатить взносы можно через любой банк второго уровня или отделения Казпочты.
Важно отметить, что, если, к примеру, гражданин является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то взносы в Фонд он платит и как ИП, и как работодатель. Закон не предусматривает прямого освобождения от выплат граждан, которые состоят в более чем одной категории плательщиков взносов, если в совокупности его доход составляет менее 15 МЗП. Однако, если гражданин является индивидуальным предпринимателем и при этом состоит в одной из льготных категорий, за которые взносы делает государство, то он освобожден от выплат. Исполнение данной нормы будет контролироваться Комитетом госдоходов МФ РК.

ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ГАРАНТИРОВАННОГО ОБЪЕМА БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ОСМС И ГОБМП)

Все застрахованные в системе обязательного медицинского страхования имеют право на весь объем медпомощи и лекарственного обеспечения, предусмотренных пакетом ОСМС. В него входят амбулаторные медицинские услуги, первая помощь, консультации, стационарное лечение, госпитализация, хирургия, лабораторные услуги, рецептурные препараты. Более детальные списки услуг и лекарственного обеспечения пакета ОСМС будут определены позже соответствующими постановлениями правительства.
Важно знать, что человек может получить мед.услуги по ОСМС в течение 3 месяцев с даты своего последнего взноса в Фонд соцмедстрахования. По истечении этого срока для возвращения в систему ему нужно будет оплатить взносы за пропущенный период, но не более чем за 12 месяцев.
Кроме того, до 1 января 2020 года установлен переходный период, в течение которого при обращении в поликлинику при отсутствии страховки человек сможет обслужиться и получить амбулаторно-поликлиническую, стационарную экстренную помощь. Однако бесплатная плановая стационарная помощь для него уже будет недоступна – она будет предоставляться только участникам системы ОСМС.
При этом каждый казахстанец вне зависимости от того, заплатил он взносы за обязательное страхование или нет, и после 1 января 2020 года сможет получить гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Сюда относится неотложная помощь, лечение социально-значимых заболеваний (онкология, туберкулез, психиатрия), транспортировка.
ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОСМС

Каждый гражданин сможет проверить свой статус в системе обязательного медицинского страхования (застрахован или нет) по ИИН в системе электронного здравоохранения либо в поликлинике.
Убедившись, что он является участников ОСМС, пациент обращается к терапевту, который предложит ему лечение и выпишет необходимые медикаменты. Также в случае необходимости терапевт выписывает направление к другому специалисту, при этом клинику обратившийся за мед.помощью может выбрать сам из списка поставщиков Фонда соцмедстрахования в его населенном пункте.
Лечение и лекарственное обеспечение в рамках пакета социального медицинского страхования для пациентов-участников ОСМС бесплатны, оплату за оказанные услуги медицинская организация получает напрямую от Фонда соцмедстрахования. В случае недовольства качеством оказанных ему медицинских услуг гражданин может сообщить об этом непосредственно в Фонд.
ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
С внедрением и развитием системы обязательного социального медицинского страхования в Казахстане увеличатся общие расходы на здравоохранение при снижении частных расходов граждан. Это особенно важно на фоне данных Всемирного банка, согласно которым в настоящее время в нашей стране частные расходы граждан на медицину превышают 35%, в то время как в странах ОЭСР они держатся на уровне 20%.

В то же время с развитием страховой культуры, помимо постепенного уровня повышения финансирования, будет расти и прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении, при этом снизится актуальность неформальных платежей.

Еще одно преимущество системы - создание условий для повышения качества медуслуг, обеспечения высокой компетенции и конкурентоспособности медорганизаций, внедрения новых технологий и обучения медицинского персонала. Более высокая эффективность системы здравоохранения будет достигнута и благодаря единым правилам распределения средств по регионам и закупа медицинской помощи у поставщиков.

Все застрахованные жители Казахстана смогут получить единый пакет необходимой им медицинской помощи, платя при этом взносы, соответствующие уровню их доходов и статуса.

3Инфографики


5Презентации
6Справочная информация
7Топики по платежам за ОСМС
8Вопросы ответы ОСМС
Вопросы-ответы по разъяснению ожидаемых изменений в системе ОСМС на 04.12.2017г.
Внедрение системы обязательного медицинского страхования будет продолжено в Казахстане с рядом законодательных нововведений, которые сегодня находятся на рассмотрении у депутатов парламента. Какие основные изменения ожидаются в дальнейшей реализации реформы, будут ли продолжен сбор страховых взносов в случае отсрочки ОСМС и получат ли привилегии в плане медицинской помощи застрахованные граждане?

Вопрос: Проясните, пожалуйста, ситуацию, которая сложилась вокруг введения медицинского страхования. Что на самом деле происходит? Будет ли отложена реформа, если будет продолжена, то на каких условиях? Ведь, несмотря на разные предположения, сбор страховых взносов продолжается, и люди хотят получить ответы на свои вопросы.
Ответ: Очень важно понимать, что реформа по внедрению медицинского страхования в стране продолжается, она не приостанавливается, и тем более не отменяется. Несмотря на то, что сроки начала предоставления самой медицинской помощи населению в рамках страховой медицины переносятся на январь 2020 года.
Напомню, что Глава государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии парламента выразил уверенность в необходимости внедрения медицинского страхования, как доказанной прогрессивной системы финансирования здравоохранения во многих развитых странах. Но при этом он поручил разобраться с рядом проблемных вопросов, связанных с условиями участия в ОСМС всех категорий населения, и в особенности, большого числа самозанятых. Если в цифрах, то по официальным данным Минтруда РК, в стране сегодня насчитывается порядка 2,7 млн неформально занятых граждан, из них 1 миллион человек называют себя наёмными работниками, но при этом от них не поступают пенсионные, и никакие другие отчисления. В общей сложности, не идентифицированных граждан, находящихся за пределами информационных систем, легального экономического и социального поля, по предварительным оценкам, у нас гораздо больше. Поэтому как справедливо указал Президент, первостепенная задача – предотвратить риски «выпадения» миллионов самозанятых из страховой медицины, для этого логично сначала навести порядок в сфере учета и категоризации этих людей, продумать гибкие жизнеспособные механизмы их участия в системе ОСМС.
Вопрос: Значит ли это, что за два предстоящих года будут решены проблемы покрытия медстраховкой всех самозанятых?
Ответ: Это не значит, что за два года нам удастся все 2-3 миллиона человек вытащить из «тени» и заставить работать официально. Возможно, будут созданы какие-то альтернативные социально-экономические стимулы для легализации доходов теневого сектора, когда люди убедятся в преимуществах в виде юридической, финансовой защищенности, доступа к социальным благам. Потом ведь всегда останется определенная маргинальная часть населения, давно пополнившей ряды безработных, не имеющей трудовых навыков и самого главного- желания их приобретать самостоятельно или с помощью государства. Для них остается механизм уплаты минимальных ежемесячных взносов в Фонд медстрахования в размере 5% от одной минимальной заработной платы, что составляет порядка 1414 тенге. Во всяком случае, в начале пути предстоит сделать большую работу по «оцифровке» и созданию единой актуальной базы данных всех категорий населения, включая самозанятых. Этот процесс должен идти совместными усилиями с участием всех госорганов при поддержке неправительственных организаций, представителей бизнеса, и самих работодателей, которые иногда предпочитают уходить от формализации трудовых отношений, лишая тем самым своего работника доступа к медицинской помощи.
Вопрос: Каких законодательных изменений ожидать в системе ОСМС?
Ответ: Что касается дальнейшей реализации ОСМС, в эти дни в сенате парламента рассмотрены поправки в законодательство, которые при их принятии, повлекут ряд изменений в части переноса сроков оказания медпомощи, уплаты взносов всеми категориями плательщиков, кроме работодателей, чьи отчисления в Фонд медстрахования предлагается сохранить в течение переходного периода, в 2018-2019 годах. Вместе с тем, изменения коснутся размеров взносов физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
Министерством здравоохранения разработаны поправки в ряд законодательных актов, которые предусматривают следующее. Первое – перенос сроков начала оплаты взносов физических лиц, а это наемные работники, самозанятые и взносов государства за льготные категории населения с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Соответственно, срок начала предоставления медицинской помощи участникам ОСМС также сдвигается на 1 января 2020 года. Значительно уменьшается размер взносов физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, их ставки снижаются с 5% до 1% от объекта исчисления взносов, то есть получаемых доходов.
Важно отметить, что до полноценного запуска ОСМС предлагается сохранить сбор отчислений работодателей, которые до конца 2017 года составят 1% от размера заработной платы каждого работника из средств фонда оплаты труда самого предприятия, в 2018 и 2019 годах – 1,5% от объекта исчисления.
Вопрос: Многие представители бизнеса задаются вопросом о дополнительной нагрузке на их доходы при уплате обязательных взносов на медстрахование?
Ответ: На самом деле, нагрузки на бизнес не произойдет за счет уменьшения ровно на такую же величину налога на социальное страхование. Такая норма обсуждается в рамках принятия поправок в Налоговый кодекс РК. Получается, что сегодня работодатели ежемесячно платят в государственный фонд социального страхования налог 5%, он может снизиться на 1,5%, до 3,5% от зарплаты каждого работника. Таким образом, платежи в фонд медстрахования для работодателя в течение следующих двух лет нивелируются за счет уменьшения соцналога.
Вопрос: Куда будут направлены страховые средства, собранные с бизнеса за два следующих года, как гарантируется сохранность отчислений?
ОТВЕТ: Переходный период, в течение которого предлагается сохранить сбор взносов с работодателей, позволит выполнить два важных и необходимых условия. С одной стороны, аккумулирование средств плательщиков в течение двух переходных лет обеспечит требуемые Нацбанком резервы ликвидности, по расчетам ФСМС на 2020 год, это месячный запас на оплату медуслуг в сумме 85,5 млрд тенге, плюс 3% резерва от размера активов на непредвиденные расходы, что составляет порядка 30,9 млрд тенге. Оставшаяся сумма, а всего к 2020 году предполагается накопить 206 млрд тенге, будет направлена единовременно на увеличение пакета медицинского страхования, для того, чтобы обеспечить мотивацию людей к участию в системе ОСМС.
Поэтому определённый пул средств, накопленный к старту реформы, позволит обеспечить и финансовую «подушку безопасности», и создать привлекательные условия для застрахованных за счет расширенного пакета медуслуг, который в сравнении с пакетом ГОБМП будет более весомым и станет в большей степени отвечать запросам населения к медицине. Взносы и отчисления, поступающие в НАО «Фонд социального медицинского страхования», будут находиться на счетах в Национальном банке, где гарантируется их полная сохранность до начала оплаты медицинских услуг с января 2020 года.
Вопрос: Кто осуществляет контроль над расходованием средств Фонда?
Ответ: У Фонда три вида контроля. Государственный контроль осуществляют министерство здравоохранения, согласно которому ежеквартально предоставляется 9 форм отчетности, они также доступны Минфину и МНЭ РК. Кроме того, у фонда есть раздельный учет, который построен по МСФО. Есть баланс по активам, по собственным средствам, который аудируется независимой аудиторской организацией и публично размещается на нашем сайте. Там уже есть отчет за 2016 год, хотя деятельность велась только 1,5 месяца.
Также размещается финансовая отчетность в депозитарии финансовой отчетности. Корпоративный контроль осуществляется через совет директоров, возглавляет его министр здравоохранения. В него входит вице-министр финансов, вице-министр нацэкономики, заместитель председателя Нацбанка, есть независимые директора. Совет директоров утверждает систему оплаты труда, штатную численность, внутренние документы фонда. Согласно стандартам корпоративного управления, в фонде действует политика и процедуры по управлению рисками, утверждены процедуры по информационной безопасности.
Вопрос: Что изменится для населения в плане получения медицинской помощи до 2020 года?
Ответ: В течение 2018-2019 годов оказание медицинской помощи всем категориям граждан будет осуществляться, по-прежнему, в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи. Напомню, что в этом пакете сохраняются следующие виды бесплатных медицинских услуг: скорая помощь и санитарная авиация, вакцинация, медицинская помощь при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь, консультативно-диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, экстренная и плановая стационарная медпомощь, стационарнозамещающая помощь, высокотехологичные медицинские услуги.
С 2020 года в связи с внедрением ОСМС будут определены четкие границы обязательств государства через оптимизацию пакета ГОБМП до уровня выделяемых бюджетных средств, лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Другими словами, мы должны сделать доскональную ревизию и детализацию бесплатных медицинских услуг и соотнести этот объем со средствами, которые выделяются на их предоставление.
Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать в рамках ОСМС, или оплачивать самостоятельно, или через добровольное медицинское страхование (далее – ДМС).
Для того, чтобы обеспечить безболезненное вхождение населения в систему ОСМС, сохранив минимальные социальные гарантии, незастрахованные будут получать гарантированный объем медуслуг за счет государства до 2022 года, только уже в усеченном виде. Застрахованные в системе ОСМС, напротив, будут иметь преимущества, и с 2020 года смогут получать расширенный пакет медуслуг, на финансирование которого будут направляться средства ФСМС.
Мы считаем, что такой подход создаст стимул для незастрахованных граждан самостоятельно осуществлять уплату взносов и переходить в категорию застрахованных.
Вопрос: Давайте еще раз вернемся к предпосылкам внедрения страховой медицины в Казахстане, насколько необходимо было внедрение ОСМС?
Ответ: Это связано с увеличением затрат на здравоохранение, которое обусловлено ростом рождаемости на 10%, снижением смертности на 27%, увеличением продолжительности жизни до 72 лет и средним возрастом казахстанцев в 32 года, это все влечет за собой рост численности населения – потребителей медуслуг. Наряду с этим отмечается рост числа неинфекционных заболеваний, таких как сердечнососудистые болезни и онкология. Все это происходит на фоне инфляции и удорожания стоимости нового медоборудования и лекарств. Кроме того, дальнейшее внедрение инновационных технологий в медицину также требует соответствующего финансирования.
Учитывая динамику роста населения, можно прогнозировать дальнейшее увеличение затрат госбюджета на здравоохранение. Несмотря на более чем 4-кратный рост расходов государства на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОМБП) с 209 млрд тенге в 2006 г. до 884 млрд тенге в 2016 г., объем этих расходов к уровню ВВП страны имеет тенденцию к снижению. Инфляция съедает значительную часть реальных расходов здравоохранения. Так, несмотря на то, что в номинальном выражении расходы на ГОБМП с 2013 года по 2016 год выросли на 46%, в реальном выражении рост составил 14%. Как следствие, уже сложился дефицит финансирования ГОМБП в сумме 540 млрд тенге: недофинансированы высокотехнологичные медуслуги, консультативно-диагностические услуги, сфера амбулаторно-лекарственного обеспечения, а также обновление основных средств и повышение социального уровня медработников.
Утвержденный бюджет АПП на 2017 год не только не покрывает фактических расходов, но и не учитывает естественный прирост населения. Для удовлетворения потребности в финансировании первичного звена медпомощи потребуется более 15 млрд тенге.
В Казахстане сегодня государственное финансирование лекарственного обеспечения на душу составляет 44,5 долларов США (среднее по ЕС $300). Финансирование амбулаторно-лекарственного обеспечения на душу населения – 24 долларов (среднее по ЕС $200).
Расходы на лекарственные средства в Казахстане составляют 0,7% от ВВП. В развитых странах этот показатель составляет в среднем 1,4% от ВВП.
Вопрос: Зачастую в поликлиниках и больницах людям приходится оплачивать медуслуги за счет своих средств. Будет ли ОСМС способствовать снижению карманных расходов населения?
Ответ: В 2015 году расходы частных лиц на здравоохранение превысили 500 млрд тенге. При этом 25% из них были гарантированы в рамках ГОБМП. Из-за этого доля карманных платежей населения выросла с 31% в 2011 г. до 39% в 2015 г. ВОЗ рассматривает это как затраты, приводящие к бедности. Также это позволяет говорить о неустойчивости системы здравоохранения. Для сравнения, в странах Европы доля расходов населения составляет 16,3%. В результате население уходит в частные клиники за медуслугами, которые входят в перечень бесплатной помощи.
На фоне этого частные расходы на лекарственные средства в Казахстане выросли до 83% от всего объема средств, затрачиваемых на лекарства. В то время как государство оплачивает только 1/6 часть всех затрат. При этом в странах ОЭСР государство возмещает 57% от всех расходов на АЛО. Такое соотношение государственных и частных затрат на лекарства ведет к неудовлетворенности населения системой здравоохранения, провоцируя постоянный рост «карманных» расходов.
Получается, что для дальнейшего финансового обеспечения постоянно растущих потребностей в медицинской помощи необходимо внедрение другой модели финансирования медицины.
В этой ситуации внедрение социального медицинского страхования позволит не только привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, но и сдерживать рост бюджетных расходов, а также снизить карманные расходы населения через механизм страхования финансовых рисков с заболеванием. Таким образом, внедрение ОСМС является жизненно важной и прогрессивной реформой,
Отметим, что отличие ОСМС от обычного медстрахования заключается в том, что нерегулируемый государством рынок медицинских страховщиков предпочитает страховать только здоровых молодых граждан, а детей, стариков и социально уязвимые слои населения – наиболее активных потребителей медпомощи – оставляет за бортом, считая их не приоритетными, нежелательными клиентами.
Так, опыт Грузии показывает, что внедрение частного медицинского страхования приводит к росту стоимости услуг, к росту расходов на здравоохранение и выпадению из системы медстрахования наименее платежеспособных граждан. При этом доля карманных расходов населения там составляет 60%. Именно поэтому система ОСМС с единым фондом, контролируемым государством, которая внедряется в Казахстане, является наиболее справедливой системой медстрахования.
Вопрос: Как будет развиваться конкуренция среди медицинских организаций в условиях ОСМС и будет ли ожидаемое повышение качества?
Ответ: Конечно, и уже сейчас можно говорить, что появление Фонда и внедрение страховой медицины значительно подстегнет конкурентную среду на рынке медуслуг. В процессе подготовки к закупу медуслуг на следующий год выявилось, что 45% всего перечня потенциальных поставщиков ФСМС, это частные медоорганизации. Это те самые частные клиники, куда предпочитают обращаться многие наши пациенты, в поисках более квалифицированных специалистов, отсутствия очередей и повышенного сервиса. Частники уверенно вступают в конкурентное поле, намерены оказывать медуслуги населению по условиям контрактов ФСМС, по существующим тарифам. Фонду, по сути, без разницы, какая больница будет лечить больных, государственная или частная, главное для него - это результат оказанных медицинских услуг, на основе стандартов и протоколов. Думаю, что со временем в конкурентной борьбе произойдет отбор самых лучших поставщиков медуслуг, кто сможет обеспечить населению качественную и доступную медицинскую помощь.
Стоит добавить, что параллельно начата разработка Единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения, в соответствии с которым монопрофильные организации будут интегрированы в многопрофильные, преобразованы в товарищества и акционерные общества, после чего могут быть переданы в доверительное управление или на приватизацию. Это, в свою очередь, также позволит обеспечить снижение административных затрат, улучшение преемственности и повышение качества медицинской помощи.
В результате этой структурной реформы будет сформирована компактная сеть объектов здравоохранения, готовая к работе в рыночных условиях. Доля финансирования частных медицинских организаций в рамках ОСМС повысится с 7% в 2017 году до 33% в 2025 году.
Многие клиенты частного страхования выражают опасения по поводу сокращения ДМС. На самом деле, сами участники рынка добровольного страхования считают, что с внедрением ОСМС, интегрированные пакеты медуслуг станут более привлекательными для клиентов и готовы стать партнерами обязательной страховки. Оптимизированный перечень ГОБМП и адекватная тарифная политика создадут импульс для дальнейшего развития ГЧП, частной медицины и ДМС. Это позволит интегрировать ДМС в систему ОСМС, усилит конкуренцию среди медицинских организаций за доступ к новым источникам финансирования, что, в конечном счете, положительным образом отразится на качестве медицинских услуг.
Вопрос: Чем сейчас занимается Фонд социального обязательного медицинского страхования?
Ответ: В соответствии с действующим законодательством, Фонд закупает медицинские услуги для всего населения страны. Это закреплено в Законе об ОСМС и в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Даже при изменении сроков обслуживания в рамках ОСМС, Фонд должен обеспечить закуп базового пакета. Вся подготовительная работа для закупа проведена:
- Министерством здравоохранения утверждены новые Правила закупа медицинских услуг;
- с 7 сентября 2017 года на сайте Фонда и управлений здравоохранения регионов размещено приглашение для участников рынка о включении их в Единую базу потенциальных поставщиков начиная. Медицинские организации, желающие работать с Фондом в 2018 году, могут подавать заявки на включение в список поставщиков, и в этом случае Фонд рассмотрит возможность размещения заказа из имеющихся средств.
Заявка простая и включает 3 документа – собственно заявление, свидетельство о гос.регистрации юридических лиц (для ИП – свидетельство о регистрации ИП и удостоверение личности), копию лицензии на медицинскую деятельность и сведения о лицах, ответственных за ведение информационных систем.
Контракты будут заключаться на конкурсной основе с мед.организациями, вошедшими в Единую базу. Проведена предварительная разъяснительная работа с медицинскими организациями.
В базу данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в 2018 году, подали заявки 1519 медицинских организаций, из которых 45% являются частными. По сравнению с закупочной кампанией прошлого года, количество субъектов здравоохранения, претендующих на выполнение основного объема медицинской помощи, увеличилось в 1,5 раза.
Результаты работы по формированию базы данных поставщиков Фонд оценивает позитивно. В утвержденной акционерами Фонда Стратегии развития была поставлена задача по вовлечению как можно большего числа частных организаций, и мы видим, что она реализуема;
- завершить процедуры закупа мы планируется в ноябре, в декабре уже начнется процесс заключения договоров на оказание медицинской помощи с медицинскими организациями.
Согласно новым Правилам закупа функции регулятора рынка отделены от закупщика. Такой подход полностью соответствует передовому международному опыту.
Новые Правила закупа разработаны при активном участии бизнес-сообщества и включают следующие новшества:
- сокращен пакет документов, необходимых для участия в конкурсе;
- появилась возможность обновлять базу потенциальных поставщиков постоянно в течение года, а не в определенное время. Это позволит оперативно закупать дополнительные объемы мед.услуг при возникновении такой необходимости;
- сформированы постоянно действующие комиссии по закупу медицинских услуг в областях и на уровне республики. НПП «Атамекен», Национальная палата здравоохранения, профсоюзы, НПО, представляющие интересы пациентов и субъектов здравоохранения, представили свои кандидатуры для включения в состав этих комиссий. Такая конфигурация позволит провести конкурсный отбор максимально прозрачно, а все участники конкурса будут равноудалены от процесса принятия решений;
- также сформирована постоянно действующая апелляционная комиссия Фонда, для разрешения вопросов, связанных с закупом услуг. В эту комиссию также вошли представители Министерства здравоохранения, НПП «Атамекен», НПЗ и НПО;
- договоры с поставщиками предусматривают конкретные требования и целевые индикаторы качества в зависимости от видов медицинской помощи, в частности по материнской и младенческой смертности, охвату профилактическими скринингами, госпитализациям с осложнениями и т.д..
9Пакеты ГОБМП

Медицинское страхование: готовы ли казахстанцы вступить в ОСМС

О внедрении в Казахстане обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) слышали многие, если не сказать все жители нашей страны.

Вот только вопросы продолжают появляться, граждане хотят знать подробности и детали этой важной реформы здравоохранения.

На сегодняшний день около 6 миллионов казахстанцев находятся в системе ОСМС, взносы за них оплачивают работодатели с июля 2017 года. Это позволит получить дополнительные медицинские услуги и сервисы кроме тех, что входят в минимальный стандарт бесплатной медпомощи.

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам лучше и быстрее донести информацию об ОСМС.

Пользователи мобильного приложения NUR.KZ могут проголосовать по ссылке>>

 

https://www.nur.kz/1746491-medicinskoe-strahovanie-gotovy-li-kazahstancy-vstupit-v-osms.html

Список организаций оказывающих первичную медико — санитарную помощь

(для прикрепления населения Западно-Казахстанской области)

 

№п/п Наименование МО Адрес Контактные телефоны
1  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №1» ЗКО. г.Уральск, пр.Достык-Дружба 206А 8711-2-510432
2  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №2» ЗКО.г.Уральск,ул. С. Датова 6 8711-2-283310
3  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №3» ЗКО. г.Уральск, ул.Карева22 8711-2-505037
4  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №4» ЗКО. г.Уральск, ул. Капана Мусина, дом 62 8711-2-527933
5  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №5» ЗКО. г.Уральск, мкр. Жана Орда, д.19. 8711-2-278861
6  ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №6» ЗКО. п.Зачаганск,  мкр. Арман,  ул.Мурата Монкеұлы 116 8711-2-254500
7  ТОО «Медицинский центр» ЗКО, г.Уральск, ул. Есенжанова, 19 8711-2-537447
8  ГКП на ПХВ «Акжаикская центральная районная больница» ЗКО.  Акжайский р/н с.Чапаево, ул.Панфилова 31 8711-36-91532
9  ГКП на ПХВ   «Бокейординская центральная районная больница» ЗКО. Бокейординский р/н, с.Сайхин, ул Бегалиева 9 8711-40-40009
10  ГКП на ПХВ «Бурлинская центральная районная больница» ЗКО. Бурлинский р/н,  г.Аксай, ул. Железнодорожная 66 8711-33-36828
11  ГКП на ПХВ   «Жангалинская центральная районная больница» ЗКО.Жангалинский р/н,с.Жангала, улица Халыктар Достыгы, дом 91 8711-41-21746
12  ГКП на ПХВ «Жанибекская центральная районная больница» ЗКО. Жанибекский р/н, с.Жанибек, ул.Победа, 17 8711-35-21919
13  ГКП на ПХВ  «Зеленовская центральная районная больница» ЗКО. Зеленовский р/н,с.Калининское, ул.Куйбышева 4Б 8711-30-22250
14  ГКП на ПХВ «Зеленовская районная больница» ЗКО.  Зеленовский р/н, п. Дарьинск,  ул.Шолохова 9 8711-31-24477
15  ГКП на ПХВ «Казталовская центральная районная больница» ЗКО. Казталовский р/н.п.Казталовка, ул.Даниялова 1 8711-44-32144
16  ГКП на ПХВ  «Казталовская районная больница» ЗКО. Казталовский р/н, с. Жалпактал, ул.Аксикова дом 18 8711-38-21699
17  ГКП на ПХВ Каратобинская центральная районная больница» ЗКО.Каратобинский р/н, с.Каратобе, ул. С.Датулы № 19 8711-45-21980
18  ГКП на ПХВ «Сырымская центральная районная больница» ЗКО. Сырымский р/н,п.Жымпиты, ул.С.Датова 83 8711-34-21159
19  ГКП на ПХВ«Таскалинская центральная районная больница» ЗКО. Таскалинский р/н,с.Таскала, ул.Абая37 8711-39-22450
20  ГКП на ПХВ «Теректинская центральная районная больница» ЗКО. Теректинский р/н, п.Федоровка, ул.Крупская 31 8711-32-21152
21  ГКП на ПХВ «Теректинская районная больница» ЗКО.Теректинский р/н, с.Акжаик, ул.Акжаик 2. 8711-43-91560
22  ГКП на ПХВ  «Чингирлауская центральная районная больница» ЗКО.Чингирлауский р/н, п.Чингирлау, ул.Казахстанская 22 КБЕ16 8711-37-33390

100 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ по внедрению обязательного социального медицинского страхования в РК

50 ПОПУЛЯРНЫХ ВОПРОСОВ ОТ НАСЕЛЕНИЯ

Буклет для населения на русском языке

Буклет для населения на казахском языке

Что такое система обязательного социального медицинского страхования?

Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) – это государственная система социальной защиты интересов в сфере охраны здоровья.
ОСМС гарантирует всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи.
Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья в случае наступления болезни, травмы, беременности и родов, инвалидности и старости.
Многие развитые страны выбрали ОСМС, которая позволяет перераспределять средства от менее нуждающихся к более нуждающимся.

Международный опыт
Опыт свыше 50 стран был рассмотрен и учтен при выборе модели   обязательного медицинского страхования в Казахстане. 

В мире сегодня  преобладают три основные модели финансирования здравоохранения — бюджетная, страховая и смешанная.
Бюджетная модель существует в таких странах, как Великобритания, Испания, Италия, Швеция.
Социальное общественное страхование действует в Германии, Франции, Бельгии, Корее, Японии, Словакии, ряде стран Восточной Европы, всего в 30 странах и частное  страхование — в США.
Но большинство стран комбинируют «бюджетную» и «страховую» модель, так как она доказала свою эффективность.

В Казахстане будет внедрена  смешанная модель медицинского страхования с учетом лучших мировых практик.
Это обеспечит:

  • финансовую устойчивость здравоохранения,
  • высокий уровень качества и доступности медицинских услуг,
  • широкий пакет медицинской помощи.

По ставкам взносов в фонд медстрахования в Казахстане  создаются самые лояльные условия в сравнении с другими странами.
В Казахстане  согласно проекта  Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы» (ожидается внесение в Парламент) в части медицинского страхования, предлагаются следующие размеры ставок взносов и отчислений:
— отчисления работодателей:  1% — с июля 2017 года;1,5% — с 2018 года, 2% — с 2020 года, 3% с 2022 года; 
— взносы работников: 1% — с 2019 года,  2% — с 2020 года; 
— взносы ИП, частных нотариусов, физических лиц, получающих доходы по договорам – от дохода, но не менее 5% от 2 МЗП с июля 2017 года;
-ставки взносов лиц, не входящих в состав рабочей силы (непродуктивно самозанятые) – 5% от 1 МЗП с января  2018 года;
— государство будет отчислять за социально-незащищенные слои населения  3,75% — с января 2018 года,   4% — с 2019 года, 4,5 %  — с 2022 года,  5%  —  с 2025 года.

К примеру:
Взносы работодателей в Германии составляют 7,3%, работников – 8,2%.
в Словакии 10% и 4% соответственно, 
в Литве 3% и 6%.

Почему в системе здравоохранения нужны реформы?

  • Отсутствие солидарности граждан и работодателей в охране здоровья. Бремя обеспечения охраны здоровья лежит только на государстве, в то время как у самих граждан не сформирован достаточный уровень ответственности за свое здоровье (своевременное прохождение диспансеризации, участие в оздоровительных мероприятиях, отказ от вредных привычек и др.).
  • Финансовая неустойчивость системы здравоохранения. Несмотря на рост государственных расходов на здравоохранение, финансирование не покрывает растущие потребности населения в медицинской помощи. Почему так происходит? Увеличивается рождаемость наряду со старением населения, также растет число хронических и неинфекционных заболеваний, продолжается стремительный темп внедрения новых инновационных технологий, который, в свою очередь, требует значительных затрат.
  • Неэффективное управление системой здравоохранения. Высокая доля расходов на стационарную помощь — 51% в структуре финансирования здравоохранения (в странах ОЭСР данный показатель составляет 34%) по причине низкого качества медицинских услуг при оказании первичной медико-санитарной помощи.
  • Бесконечные очереди и неудовлетворительное  качество услуг в медорганизациях вынуждают людей  обращаться в платные клиники и нести большие «карманные» расходы.  Если состоятельные граждане могут позволить себе хорошее лечение и дорогие  лекарства, то менее платежеспособные  категории населения  ограничены в доступе к определенным видам медуслуг.
  • Рост сложных и хронических заболеваний вкупе со старением населения  ведет  к увеличению расходов на здравоохранение.
  • Многочисленные жалобы пациентов на качество медобслуживания, низкую квалификацию врачей, неэффективную организацию работы  больниц и поликлиник  создают у населения общий фон недовольства существующей системой        здравоохранения.

Как решатся эти проблемы в системе  обязательного медстрахования?

  • Социальная справедливость и солидарность – основные принципы обязательного социального медстрахования (ОСМС). Ответственность за охрану здоровья каждого гражданина  теперь  возлагается   на самого человека, работодателя и государство.  Финансовые средства будут распределяться также  на основе  солидарной ответственности, в соответствии с принципами страховой медицины — «менее нуждающиеся платят за более нуждающихся».
  • Принцип социальной справедливости в условиях ОСМС обеспечивает равный доступ для всех застрахованных граждан к качественной медицинской помощи независимо от размера доходов и отчислений. Каждый человек может сам выбрать  медорганизацию – частную или государственную, где он будет обследоваться и лечиться. Больницы и поликлиники начнут «бороться» за пациентов, повышая качество медуслуг и квалификацию врачей.  
  • Финансирование здравоохранения увеличится за счет страховых взносов и позволит обеспечить растущую потребность  в медицинской помощи. 
  • Фонд медстрахования будет вести строгий отбор поставщиков медуслуг по высоким стандартам. Контроль качества и мониторинг оказываемых  медуслуг  будет организован Фондом на ежедневной основе. ФСМС будет вести рейтинги лучших поставщиков медуслуг и публиковать их списки в газетах и порталах.
  • С внедрением ОСМС постепенно будет увеличена в 1,8 раз численность врачей общей практики, что позволит снизить нагрузку на одного врача до 1500 человек (сейчас  2140 человек на 1 врача ОП) и соответственно избавиться от очередей и повысить качество приема и лечения больного.
  • Предполагается расширить амбулаторное лекарственное обеспечение (АЛО), расходы по данному направлению в расчете на душу населения могут возрасти. Также будет увеличена группа категорий лиц, нуждающихся в АЛО, список препаратов будет пополнен лекарственными средствами по часто встречающимся заболеваниям.
  • Кроме того, предполагается вместе с пополнением сборов  в Фонд медстрахования, постепенное  расширение  объема медицинских услуг, что повлечет за собой сокращение очередей, в том числе через вовлечение новых поставщиков медуслуг.

Конкретно работодателям:

  • Увеличение производительности труда, здоровый коллектив;
  • Высокий уровень корпоративной культуры;
  • Снижение экономических издержек, связанных с болезнями персонала;
  • Оптимизацию рабочего времени.

Основные выгоды обязательного медстрахования:

  • За минимум средств – полный пакет услуг в рамках ОСМС!

Как работает система обязательного медстрахования?
ОСМС основано на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население (список ниже). Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя. Таким образом, будет действовать принцип эффективного распределения финансовых средств — от менее  нуждающихся  к более нуждающимся на основе  солидарной ответственности «сегодня  ты поможешь другим – завтра все помогут тебе».

Внося  соразмерные доходам  отчисления  в фонд медстрахования, Вы получаете право доступа  ко всем видам медицинских услуг в любой клинике, начиная с приема врача до глубоких обследований и дорогостоящих операций в рамках  пакета ОСМС;
Все станет прозрачным! 

  • Застрахованный        гражданин  сможет  через личный кабинет системы электронного здравоохранения считывать всю информацию об оказанных медуслугах,  состоянии здоровья, уплаченным взносам и др.;

Выбор ОСМС – это путь к современной  доступной  медицине, отвечающей запросам населения. 

Как будет работать система обязательного медстрахования? 
Гражданин автоматически становится застрахованным, если за него вносятся взносы. Таким образом, за минимальную сумму страховых взносов он получает доступ ко всему пакету  медицинским услуг, дорогостоящим в том числе.
Фонд  в свою очередь заключает договора с поставщиками медуслуг, которые соответствуют определенным требованиям и строго контролирует качество медицинской помощи.

Фонд социального медицинского страхования  будет выполнять функции:  

  • финансового оператора  по оплате медуслуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП)
  • Стратегического закупщика пакета медуслуг по ОСМС.

Важно помнить, Фонд всегда выступает защитником  интересов застрахованных граждан – получателей медицинских услуг.
Все перечисляемые участниками обязательного соцмедстрахования средства будут в аккумулироваться в фонде социального медицинского страхования (ФСМС).
Фонд будет производить оплату поставщикам медуслуг на условиях заключенного договора.
Участники  системы медстрахования получают равный доступ к услугам, не зависимо от индивидуальных доходов и объема накоплений в фонде.

Какую медицинскую помощь получат застрахованные в системе ОМС граждане?

  • Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и дневного стационара, включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, медицинские манипуляции и т.д.
  • Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий
  • Скорая медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, в амбулаторных или стационарных условиях в случаях (несчастные случаи, травмы, отравления, внезапных острых заболеваниях), требующих срочного медицинского вмешательства
  • Плановая медицинская помощь оказывается в стационарных условиях при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента
  • Лекарственное обеспечение – при оказании амбулаторно-поликлинической помощи
  • Сестринский уход – оказанием помощи лицам, неспособным к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или присмотре, вследствие перенесенной болезни
  • Паллиативная помощь – поддержание качества жизни пациентов с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями на  возможном комфортном для человека уровне

Важно помнить!

Государство гарантирует следующие виды бесплатной медицинской помощи:

  • Скорая помощь и санитарная авиация;
  • Медицинская помощь при социально-значимых заболеваниях (онкозаболевания, туберкулез, сахарный диабет и др.) и в экстренных случаях
  • Профилактические прививки.

Каким будет лекарственное обеспечение в условиях ОСМС? 

Лекарственное обеспечение на амбулаторно-поликлиническом уровне будет осуществляться бесплатно на основе выписанных рецептов врача, в соответствии с утвержденным перечнем лекарственных препаратов. Перечень включает лекарственное обеспечение по 47 заболеваниям.
В условиях стационаров лекарственное обеспечение будет осуществляться согласно утвержденным  лекарственным формулярам.

 

Обеспечение сохранности активов фонда

1. Государство гарантирует сохранность активов фонда.

2. Сохранность активов фонда обеспечивается посредством:

 

  • регулирования деятельности фонда путем установления Правительством Республики Казахстан норм и лимитов, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  • осуществления инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики Казахстан;
  • учета всех операций по инвестиционному управлению активами фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
  • ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда;
  • проведения ежегодного независимого аудита;
  • представления фондом регулярной финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
  • определения Правительством Республики Казахстан перечня финансовых инструментов для инвестирования активов фонда.

 

Кроме того, законопроектом предусматривается установление конкретных требований, предъявляемых к руководящим работникам фонда.
Обеспечение прозрачности деятельности фонда
Прозрачность деятельности ФСМС будет осуществляться посредством:

  • ежедневного мониторинга поступлений взносов и средств
  • ежемесячного мониторинга оказанных медицинских услуг
  • предоставления в уполномоченные органы стандартных отчетов об использовании средств (МЗСР, МФ, Правительству, Счетному Комитету)
  • публикации ежегодного годового отчета для общественности (короткий в газетах, подробный на вебсайте и в отдельном издании СМИ)
  • ведения вебсайта ФСМС, на котором размещаются:

— стратегические документы ФСМС (стратегия развития на 5 лет, план развития на краткосрочный период, годовой план)
— информация застрахованным: общая (права, обязанности, возможности, новости, условия оказания, тарифы и т.д.);  индивидуальная через личный кабинет — отчетность ФСМС пациенту как плательщику взносов и потребителю услуг
—  информация поставщикам (НПА; правила закупа; тарифы; содержание договоров с поставщиками, включая финансовые данные; результаты контроля поставщиков; разные планы – закупа и контроля)
—  результаты разных анализов, обзоров и исследований в области оказания медицинской помощи

  • публикации рейтингов поставщиков (вебсайт, газеты)
  • регулярных и целевых встреч с заинтересованными сторонами (представителями поставщиков, организаций пациентов) для обсуждения проблемных вопросов или планируемых новшеств

 

Государство за вас будет платить,
если Вы входите в одну из этих категорий, Вы автоматически становитесь участником медстрахования:

  • дети;
  • многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • инвалиды;
  • лица, зарегистрированные в качестве безработных;
  • лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
  • лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
  • лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  • неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающиеребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  • пенсионеры;
  • лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
  • лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

При этом, военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, сотрудники правоохранительных органов освобождены от уплаты взносов, но они будут продолжать получать медобслуживание в учреждениях ведомственной сети.
Предлагается, согласно поправкам, предусмотренными проекте Закона по части медстрахования (ожидается внесение в Парламент РК): расширить перечень категорий лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство:

    • неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет;
    • лица, завершивших обучение по очной форме обучения в ВУЗах, ТиПО, СО, а также послевузовского образования в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем завершения обучение;
    • неработающие оралманы (в течение 1 года со дня регистрации);
    • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК (по категориям лиц, предусмотренных пунктом 1 статьи 26 Закона: дети, пенсионеры, инвалиды, студенты и т.д.)
  • В соответствии с действующим Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) уплата отчислений и взносов в Фонд социального медицинского страхования будет осуществляться через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», которая является единым оператором по финансовым потокам бюджетных и иных средств в сфере социального обеспечения на счет Фонда социального медицинского страхования в Национальном Банке Республики Казахстан.

При этом в соответствии с Законом исчисление (удержание) и перечисление отчислений и (или) взносов осуществляются ежемесячно.

Кроме того, предлагается дополнить перечень плательщиков взносов на ОСМС следующими категориями лиц:

    • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в дипломатических и приравненных к ним представительствах иностранного государства, консульских учреждениях иностранного государства, аккредитованных в Республике Казахстан
    • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в международных и государственных организациях, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организациях и в фондах (не являющихся налоговыми агентами в соответствии с международными договорами)

Они будут платить 5% от начисленного ДОХОДА с 1 июля 2017 года.

    • НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — ИНЫЕ ЛИЦА, В ТОМ ЧИСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫЕ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОМ РК «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
    • ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ВЫЕХАВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РК, за исключением выехавших на ПМЖ за пределы РК.

Они будут платить 5% от 1 МЗП с 1 января 2018 года.
Что нужно знать о переносе сроков  обязательного  медстрахования?

22 декабря 2016 года Главой государства подписан  Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования». Согласно этому документу  взносы государства в Фонд медстрахования  переносятся  с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года.
Отчисления и взносы работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, в Фонд  откладываются  с 1 января 2017 года на 1 июля 2017 года. Сроки отчисления взносов с наемных работников остаются прежними – с 2019 года.
Права физических лиц на получение медицинской помощи в системе ОСМС и выбор организации здравоохранения, определение объема медицинской помощи, получаемого в системе ОСМС, также будут введены в действие с 1 января 2018 года.
За этот период будет создан Фонд, его филиалы, расходы на здравоохранение будут консолидированы на республиканском уровне и Фонд выступит единым стратегическим закупщиком медицинских и фармацевтических услуг.  
«Что явилось причинами изменений срока? Как вам известно, правительством при формировании бюджета на 2017 — 2019 годы пересмотрены принципы межбюджетных отношений. Они предполагают, во-первых, передачу всех видов целевых трансфертов, ранее выделяемых местным исполнительным органам от администраторов республиканских бюджетных программ в виде трансфертов общего характера по задачам, решение которых отнесено к компетенции местного исполнительного органов. Во-вторых, все бюджетные средства, которые направлялись в местные бюджеты для обеспечения и гарантии государства, консолидированы на республиканском уровне. Эти изменения коснулись и здравоохранения, как в части финансирования из государственного бюджета, так и в части финансирования, осуществляемого из внедряемой системы ОСМС», — сообщила Т. Дуйсенова.

Страховые отчисления и взносы не уплачиваются в фонд со следующих видов дохода:

  • компенсации при служебных командировках и разъездном характере работы,
  • полевое довольствие работников,
  • расходы, связанные доставкой работников, на оплату обучения, пособия и компенсации из средств бюджета,
  • пособие к отпуску на оздоровление, выплаты для оплаты медицинских услуг, при рождении ребенка, на погребение в пределах 8 минимальных заработных плат (МЗП);
  • стипендии;
  • страховые премии.

Что будет, если не платить?

— то Ваш работник не будет иметь права на медицинскую помощь, что вызовет недовольство с его стороны;
— Вы будете нести ответственность согласно Закону РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», к вам могут быть применены штрафы;
— Вы будете нести ответственность согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях, также могут быть применены штрафы.

Вы можете участвовать в общественном контроле над деятельностью Фонда социального медицинского страхования будучи:

— членом Общественной контрольной комиссии – обеспечивать прозрачность деятельности;
— членом профессиональной ассоциации – участвовать в рассмотрении стандартов и утверждении тарифов.
!!!Работодатели обязаны вести первичный учет перечисленных взносов по каждому работнику и ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять работникам, за которых уплачиваются взносы, сведения об исчислениях и перечисленных отчислениях.
Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений/взносов, не должен превышать 15-кратный размер минимальной заработной платы.
Все взносы должны быть перечислены не позднее 25 числа месяца, следующего  за отчетным/за месяцем выплаты доходов.

Безработный

  • Вам необходимо найти работу, чтобы работодатель осуществлял за Вас отчисления на медстрахование;
  • Если Вы не можете самостоятельно найти работу, то Вам необходимо обратиться в органы занятости, где  Вам предложат варианты трудоустройства, либо зарегистрируют в качестве безработного и в этом случае  за Вас будет платить государство.

 

Индивидуальные предприниматели, лица, работающие по патенту, работники крестьянских хозяйств, торговцы на рынках

Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов будут осуществляться ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда:
1) индивидуальными предпринимателями, применяющими общеустановленный режим налогообложения – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;
2) индивидуальными предпринимателями в свою пользу – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
3) крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан (10 апреля и 10 ноября года);
4) индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.

 

Что будет, если не платить?

Вы не будете являться участником ОСМС и у Вас не будет права доступа  на медицинскую помощь в рамках системы медстрахования. Однако Вы сможете получать  гарантированный государством объем медпомощи, который включает:

  • скорую помощь и санитарную авиацию;
  • медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях;
  • профилактические прививки;
  • амбулаторно-поликлиническую помощь с амбулаторно-лекарственным обеспечением до 2020 года.

 

Все остальные виды медицинских услуг будут оказываться на платной основе.

 

  • ПОЧЕМУ В КАЗАХСТАНЕ

ВЫБРАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ?

Во многих странах функционирует страховая медицина.
К примеру, в Германии она существует больше века, со времен правления канцлера Бисмарка.
В настоящее время 16 европейских стран, а также Турция (с 1945 года) и Япония (с 1961 года) вместо бюджетного планирования применяют модель обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). В этих странах медицина на очень высоком уровне, высокая продолжительность жизни населения – до 80-85 лет.
Эксперты считают, что эффективность ОСМС базируется на солидарной ответственности государства, работодателя и самих граждан в вопросах охраны здоровья.
При этом государство берет на себя обязательства:
а) предоставлять минимальный бесплатный базовый пакет медицинских услуг для всех граждан страны. В Казахстане это будет касаться более 17 млн. человек.
В этот пакет обычно включается услуги, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний, а также виды медицинской помощи, требующие экстренного и неотложного вмешательства.
б) перечислять взносы в ОСМС за экономически неактивное населениедля обеспечения им равного доступа на получение медицинской помощи. В Казахстане численность граждан, относящихся к этой категории, составляет более 50% от общей численности населения или около 10 млн. человек. Это дети, пожилые лица, многодетные матери и беременные женщины, неработающие инвалиды и т.д.
Работодатели также заботятся о здоровье своих работников, ведь здоровые и производительные трудовые ресурсы – залог успеха любого предприятия. Поэтому во всех странах, где функционирует ОСМС, работодатели производят взносы в системы медицинского страхования, размер которых составляет от 3% до 15% от фонда оплаты труда.
На предприятиях Казахстана на сегодня трудятся более
5,6 млн. человек, за которых взносы в ОСМС должны отчислять работодатели.
Занятые граждане, если они работают в конкретных предприятиях и имеют свое дело, будут отчислять от своего дохода.
В мировой практике, если граждане, являются наемными работниками, то их размер отчислений составляет от 1% до 8,2% от заработной платы, а если индивидуальный предприниматель – то от заявленного им дохода (не ниже минимальной заработной платы) — от 7% до 15,5%.
Консолидация средств со всех выше представленных плательщиков позволила этим странам обеспечить целевое использование средств, расширить виды предоставляемой медицинской помощи и улучшить их качество, и самое главное – подотчетность системы здравоохранения перед ними.
Это и есть те условия, которые обеспечили эффективность системы медицинского страхования и стали основой выбора ее Казахстаном.
ОСМС внедряется в Республике Казахстан с 1 января 2017 года и гарантирует всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи.
  • ЧТО ДАСТ ВАМ ОСМС?
  • Доступное лечение

Вы получаете право на медицинскую помощь в любой, по Вашему выбору, государственной или частной клинике.
Вам окажут все услуги, начиная с приема врача до глубоких обследований и дорогостоящих операций в рамках пакета ОСМС. Расходы по ним будут оплачиваться Фондом.

  • Качественную медицинскую помощь

Каждая клиника будет заинтересована в оказании Вам высококвалифицированной помощи.
Ведь теперь больницы и поликлиники будут получать деньги от Фонда за оказание качественных услуг, входящих в пакет ОСМС, а это точная диагностика, хорошее лечение, своевременная реабилитация, сестринский уход, осуществляемый опытным медперсоналом.

  • Бесплатные и доступные лекарства

Вы имеете право на получение бесплатных лекарственных средств по видам заболеваний, установленным государством.
Эти лекарства Вы можете приобрести во всех аптеках страны, которые обеспечивают их качество и безопасность.
Фонд возьмет на себя оплату услуг аптек.

  • Защиту Ваших прав и интересов

Если Вы столкнулись с отказом лечения или с плохим качеством услуг, то вы можете обратиться Фонд, и он будет защищать Вас и отстаивать Ваши интересы.
Фонд будет вести строгий отбор клиник, жестко контролировать качество оказания услуг, назначать проверки по Вашим обращениям и принимать меры.

  • Полную информацию о своем здоровье

Будет организована новая электронная система здравоохранения, в рамках которой Вы будете иметь свой личный кабинет. В нем будет вся информация о Ваших посещениях поликлиник, лечении в стационарах, результаты обследований и анализов, заключения врачей и их рекомендации.

  • КАКИЕ ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ БУДУТ ОКАЗАНЫ В УСЛОВИЯХ ОСМС?
Будет два пакета медицинских услуг.
Первый – минимальный базовый пакет, предоставляемый государством для всех граждан страны. Он включает:

  • Скорая помощь и санитарная авиация;
  • Медицинская помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях;
  • Профилактические прививки;
  • Амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторно-лекарственным обеспечением (до 2020 года).

Второй пакет медицинских услуг, предоставляемый в условиях ОСМС, предназначен для застрахованных граждан и включает в себя:

  • Амбулаторно-поликлиническая помощь:

лечение в поликлиниках;
прием врачей;
лабораторные услуги;
диагностика и манипуляции;

  • Стационарная помощь — лечение в больницах в плановом порядке;
  • Стационарозамещающая помощь — лечение в дневных стационарах;
  • Высокотехнологичные медицинские услуги — медицинская помощь, выполняемая с применением сложных и уникальных медицинских технологий;
  • Лекарственное обеспечение — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
  • КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ОСМС?
Если Вы или Ваш работодатель регулярно делаете отчисления в Фонд социального медицинского страхования (Фонд), то Вы становитесь участником этой программы.
Также участниками ОСМС могут быть граждане, которые по объективным причинам не могут осуществлять трудовую деятельность. За них взносы осуществляет государство.
V. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗМЕР ВАШИХ ОТЧИСЛЕНИЙ? Если Вы работник,
за Вас ежемесячно будет платить работодатель от 2% с 2017 г. до 5% к 2020 г.
А Вы сами как работник начинаете платить с 2019 г. по 1% от своей месячной заработной платы, а с 2020 г. — 2%.
К примеру, Ваша заработная плата, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором, составила 50 000 тенге, то работодатель за Вас должен перечислить в 2017 году 900 тенге в месяц, а Вы сами должны вносить отчисления начиная с 2019 года в сумме 450 тенге в месяц. Отчисления работника будут подлежать вычету из индивидуального подоходного налога.Если Вы индивидуальный предприниматель,
то в 2017 году ежемесячно необходимо перечислять 2% от Вашего дохода в Фонд социального медицинского страхования. В 2018 г.  – 3%, 2019 г. – 5%, с 2020 года – 7%.
К примеру, Ваш месячный доход, как индивидуального предпринимателя составил 100 000 тенге. Отчисления в Фонд составят 2000 тенге.
Если Вы входите в одну из категорий этого списка, 
то государство за Вас будет платить в 2017 году 4% от среднемесячной заработной платы по экономике за предыдущие 2 года, с 2018 г. – 5%, в 2023 г. – 6%, с 2024 г. – 7%.:

  • дети;
  • многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • инвалиды;
  • лица, зарегистрированные в качестве безработных;
  • лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
  • лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
  • лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка(детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  • неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  • пенсионеры;
  • лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
  • лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов и правоохранительных органов и другие освобождены от взносов, но имеют право на медпомощь.
Если Вы не работаете, 
то Вам необходимо обратиться в местные центры занятости, где Вам предложат варианты трудоустройства. Если подходящей работы не будет, Вас зарегистрируют в качестве безработного. В этом случае за Вас будет платить государство.

VI. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ПЛАТИТЬ? Вы не будете являться участником ОСМС, и у Вас не будет права доступа к медицинской помощи в рамках системы обязательного социального медицинского страхования. Однако, Вы сможете получать гарантированный государством объем медпомощи, который включает:

  • скорую помощь и санитарную авиацию;
  • медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях;
  • профилактические прививки;
  • амбулаторно-поликлиническую помощь с амбулаторно-лекарственным обеспечением до 2020 года.

Все остальные виды медицинских услуг для данной категории граждан будут оказываться на платной основе.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 
ЗАЩИЩАЕТ ВАШЕ ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ!